ВОИНСКИЕ ЧАСТИ Разное о прошлом Норильска и НПР


Очередная заметка про воинские части НПР. Известно, что с конца 1960-ых до второй половины 1990-ых годов  крупнейшим военным формированием в НПР была 22-я дивизия ПВО, в состав которой входила радиотехническая бригада (штаб в посёлке Диксон) и 414-ый зенитно-ракетный полк (в/ч 83239) . В полку было несколько зенитно-ракетных дивизионов. Один из них с 1960-ых годов размещался неподалёку от Талнаха на берегу озера Пясино, хотя, возможно, правильнее сказать, в устье реки Норильской. На вооружении сначала был ракетный  комплекс С-75, с 1987 года дивизион был перевооружён на С-300. 01. Местонахождение зенитно-ракетного дивизиона (в красном квадрате). 02. На топографических картах это место подписывалось сокращенно сан. (санаторий?)
В газете "Заполярный вестник" от 26.02.2008 г. опубликована статья про полковника милиции Григория Михайловича Галыгу, который до службы в МВД был последним командиром этого дивизиона. О себе и о службе в войсках ПВО офицер рассказал следующее : "-Выпускник  Минского высшего инженерно-зенитно-ракетного училища. -В милицию я попал очень интересно, с должности командира дивизиона зенитно-ракетного  комплекса С-300, который дислоцировался на озере Пясино. После того как сократили 22-ю дивизию ПВО,  я пришел в ГОВД Талнаха, где мне предложили работать опером. Согласился.  - Я, в принципе, уже пришел с багажом, опытом работы. У меня дивизион был, скажем так, дальний. Самый дальний здесь, остальные располагались близко к местам обетованным, где есть все: магазины, дома, люди. А у нас на Пясино были только трехэтажный ДОС (дом офицерского состава), казарма, свой свинарник, котельная и тому подобное. Дивизионом я командовал в звании старлея, а в подчинении у меня были майоры и капитаны. Поэтому особых трудностей в УВД не было". Статья целиком http://norilsk-zv.ru/articles/milicioner_s_voennym_proshlym.html На сайте http://www.fototerra.ru нашлось несколько фотографий остатков части, сделанных в 2011 году. 03. Дом офицерского состава (ДОС). 04. Котельная. 05. Боксы для техники. 06. Остатки причала. 07. Насосная. 08. Остатки муляжей ракет для обмана вероятного противника. 09. Неизвестная постройка.  Продуктовый склад. 10. Возможно, развалины природного ледника для хранения продуктов. 11. Остатки детской площадки возле ДОС. 12. Похоже на остов ЗиЛ-157.

В продолжение темы про воинские части Норильского промышленного района. Начну со статьи из газеты "Заполярная правда" (№ 157 от 17.11.1997 г.) "Сегодня исполняется 30 лет с момента формирования войсковой части связи 74235, которая дислоцируется в Норильске. Норильчане регулярно пользуются услугами междугородных телефонов, и, возможно, даже не догадываются о том, что говорить с абонентами в Москве, Красноярске, Париже, Лос-Анжелесе им помогают военные. Причем, по экспертным оценкам, помощь эта весьма существенна, военные связисты тропосферной радиорелейной линии "Север" обеспечивают работу 120 каналов связи. Накануне юбилея корреспондент "ЗП" побывал на одном из объектов части. Казалось, что подготовке материала может помешать туман, который окутал НПР с самого раннего утра. Однако погодные условия не повлияли на разговорчивость собеседников. Первым на вопросы "ЗП" ответил дежурный по объекту, капитан Владимир ЛАШЕВИЧ. - На каком принципе основана работа ТРРЛ "Север"? - Станция работает на принципе дальнего распространения тропосферных радиоволн. Радиоволны в ультракоротком диапазоне отражаются на высоте от объема переизлучения и распространяются не по прямой, а покрывают расстояние до 400 километров. В связи с тем, что мы находимся в районе Крайнего Севера ставить здесь радиорелейные станции для связи на большие расстояния, весьма проблематично и экономически невыгодно. Поэтому была разработана радиоаппаратура, система связи ТРРЛ "Север". Наша система уникальна. Больше в настоящее время тропосферных линий связи в России нет. Протяженность у нее от Воркуты до Анадыря, от Анадыря до Магадана и от Магадана до Якутска. Мы перекрываем огромные территории. - В США от аналогичных систем связи отказались еще в 70-е годы, система сама по себе не устарела? - Я считаю, что материальную базу менять надо. Но вопрос в том, что мы находимся в такой ситуации, когда проблематично проложить радиорелейную или кабельную линию связи. Поэтому единственная альтернатива нам - это спутниковая связь, но это очень дорого. Наша система дешевле и по качеству не уступает радиорелейным или кабельным линиям. Возможно, сегодня Норильску не хватает 120 каналов. - Непогода влияет на работу станции? - Дождь, метель не влияют. Когда Енисей замерзает, начинается режим плохого распространения, но мы к этому готовимся, проводим профилактические мероприятия. - Бывали случаи, когда Норильск оставался без связи? - Конечно, не боги горшки обжигают. Браки связи и простои бывают. Но чтобы Норильск мы оставляли без связи такого не было. Иногда возникают энергетические сбои - наши передатчики потребляют много энергии. Но на этот случай всегда имеются резервные источники питания. - Из-за чего возникают проблемы с качеством связи? - Гражданские связисты отвечают за каждый номер, который набирает потребитель. Плохая коммутация может повлиять на качество связи. Мы же отвечаем сразу за весь линейный спектр. Если у нас идут какие-то режимы, влияющие на качество связи, то тогда идет помеха на все каналы. Структура такая, что все работают на выполнение одной задачи - обеспечение связи, чтобы норильчанин мог позвонить в любую точку земного шара. Линия "Север" входит в единую автоматизированную систему связи России. И представители командования части любезно согласились дать интервью "ЗП". Заместитель командира части, старший инженер Владимир ЩЕПОТИН. - Насколько оправдано использование военных на ТРРЛ "Север"? - Первоначально она была рассчитана на использование гражданских специалистов. Но впоследствии было принято решение отдать труднодоступные станции на обеспечение военным. Видимо, в экономическом плане это выгодно. Командир части, майор Владимир КУТУЗОВ. - Как вы оцениваете положение с финансированием части в сравнении с другими частями Норильского гарнизона. - Что касается указа президента страны, согласно которому предусматривалось погасить долги по зарплате военнослужащим, то в отношении нашей части он полностью выполнен, другой вопрос, что размер денежного довольствия оставляет желать лучшего. Если военнослужащий получает в Норильске 750 тысяч рублей, то это, конечно, очень мало. - Насколько известно, часть является партнером оператора дальней связи АО "Ростелеком", сотрудники которого получают достаточно высокую зарплату. В то же время военные связисты, которые выполняют общую с "Ростелекомом" задачу, получают скромное денежное довольствие. Что-то делается, чтобы изменить положение с финансированием? - Работники гражданских предприятий Министерства связи, возможно, получают хорошую зарплату, я им желаю только добра. Что касается Вооруженных Сил, то мы уже направили в Минфин документы о повышении денежного довольствия военнослужащим, обслуживающим ТРРЛ "Север". Инициатором повышения зарплаты был "Ростелеком". Мы только подготовили пакет необходимых документов. - Как командованию части удается взаимодействие с местными властями? - Мы работаем с администрацией Норильска по ряду вопросов. Самое главное: город сделал официальное предложение выделить нам новое здание. Поэтому я хочу поблагодарить главу администрации Норильска Василия Федоровича Ткачева, депутата горсовета Виктора Владимировича Ситнова. Город согласен нам помочь, но... за солидную арендную плату. Тем не менее, по тем вопросам, по которым мы обращались в администрацию нам практически всегда шли навстречу. - В последнее время профессия военного стала не очень престижной. Молодежь неохотно идет в военные училища, как вы решаете кадровые вопросы? - В этом году большинство военных перезаключали контракты. К сожалению, специалисты уходят из армии, это очень больно ощущать. Нам, конечно, их трудно удержать, люди могут заработать на гражданке больше. Мы работаем с центром занятости. К нам приходят устраиваться на работу женщины. Но я считаю, что армия должна опираться, прежде всего, на мужское плечо. - Как вы представляете себе будущее части ? - Вообще наша линия рассчитана на работу до 2010 года. И я очень надеюсь, что мы будем переходить на космическую связь. Этот вопрос практически решен в аналогичном центре связи в Магадане. Там запускается спутник "Кросна". Год опытной эксплуатации показывает, что, к сожалению, не все пока получается. Здесь в Норильске тоже вводятся спутниковые системы. Спутниковая связь дорога, но в то же время очень выгодна. Убирая людей из труднодоступных районов Крайнего Севера, расположенных на берегу Северного Ледовитого океана, мы сможем существенно снизить затраты. За космосом будущее, на эту связь переходить нужно, только не надо рубить ТРРЛ "Север". Я реально смотрю на вещи: оптимальный вариант, запустить в течение 3-5 лет космические станции, может быть, не сразу, выдержать определенный период. Спутниковая связь себя окупит. - Часть отмечает юбилей, за 30 лет из нее вышло много специалистов, которые сегодня трудятся на предприятиях Норильска, вы их не забываете? - Я хочу от своего имени и от имени командования поздравить ветеранов части, пожелать им здоровья, счастья. За то, что в тяжелых условиях Севера выполняли задачу по обеспечению связью, сказать им большое спасибо, мы их помним и всегда равняемся на них. Ну а военнослужащим, которые сегодня выполняют эту задачу, я очень благодарен, за то что мы в состоянии обеспечить связью такой регион, как Норильск. - Уже начался осенний призыв в Вооруженные Силы, что бы вы хотели пожелать призывникам, которые, возможно, попадут служить в вашу часть? - Пусть занимаются спортом, музыкой, только не сидят дома. Нарушение дисциплины в армии происходит во многом из-за того, что человек не приучен заниматься делом. 5-7 процентов призывников приходят к нам с истощением, мы за два года даже не можем их откормить, а здоровье особенно важно для службы на Севере. Здесь нужны крепкие парни. Каждый мужчина должен отслужить, отдать свой долг Родине. Э. ЗВЕРЕВ. "РАДИОРЕЛЕЙНЫЙ ЦЕНТР
В г. Норильск располагался Радиорелейный центр (РРЦ) Позывной - "Луч-1" (до 1977 г. "Нева"), в/ч 74235. В подчинении Норильского центра находились девять станций: ТРРС 4/103(15/101), ТРРС 5/103, ТРРС 6/103, ТРРС 7/103, ТРРС 8/101, ТРРС 10/101, ТРРС 12/101, ТРРС 13/101 и ТРРС 14/101
ПУНКТ
НОМЕР
ПОЗЫВНОЙ
в/ч
г. Енисейск, Красноярского края
8/101
74236
с.Сумароково, Красноярского края
10/101
93493
пос. Черноостровск, Красноярского края
12/101
93360
пос. Туруханск, Красноярского края
13/101
74352
г. Игарка, Красноярского края
14/101
74233
ж.д. ст. Вологочан, Таймыр
15/101(4/103)
74182
пос. Волочанка, Таймыр
5/103
44676
пос. Хатанга, Таймыр
6/103
51469
пос. Кожевниково, Таймыр
7/103
62826
Луч - узловая станция, которая работала на три направления: на западе - "Ока" (пос. Гыда) -362 км, на востоке - "Двина" (пос. Волочанка) - 337 км, на юге - "Импульс" (гор. Игарка) - 214 км. ТРРС 15/101(4/103) располагалась в 1км от ж.д.станции Вологочан на дороге "Дудинка - Норильск". Географические координаты 69,378сш. 87,110вд Расстояние (по прямой) от ст. Вологочан до Норильска и до Дудинки одинаковое - 40 км. Телефонные каналы на Дудинку и Норильск шли от "Луча" через промежуточную радиорелейную станцию (Р-600), аппаратура которой находилась в том же техничском здании. Станцию Р-600 обслуживали гражданские связисты. Для соединения с подразделением ПВО использовалась радиорелейная станция Р-404. Электропитание оборудования осуществлялось по одному фидеру от дизель-генератора, а по другому - от внешнего источника посредством ЛЭП.
Фото станции в/ч 74182 (ж.д. ст. Вологочан, Таймыр) середины 1970ых гг.
01. Зимой...
P_002 02. ...летом P_004 03. Постройки Gu_711 04. На плацу. Gu_722 05. Личный состав. Gu_708 06. Казарма. OP_020A 07. Ленинская комната. OP_020B 08. Со щенком. P_005 Справочная информация и фото взяты с интересного сайта http://www.trrlsever.org/

В продолжение темы про воинские части Норильского промышленного района (НПР) выкладываю большой материал про лётчиков-истребителей, недолго базировавшихся в Алыкеле в 1990-93 годах. Конечно, они не были единственными военлётами Норильска, но зато их краткое пребывание в Норильске было ярким и драматичным. А теперь рассказ про 57-ой гвардейский краснознамённый истребительный авиационный полк (57 ГИАП). 57-ой ГИАП начинал свою историю как 36-ой иап сформирован в 1938 г. в Баку. В августе 1941 г. вводился в Иран. 27.11.41 г. полк переведен в станицу Крымскую, а вскоре перебазировался на полевой аэродром под Ростовом-на-Дону, где шли бои войск Южного фронта. Входил в состав 72 иад. На вооружении до ноября 1942 г. имел самолеты И-16. Входил в состав 237 иад. На самолетах И-16 в июне - июле 1942 г. в районе Кубани и северо-восточного побережья Черного моря произвел 1976 боевых вылетов, из них 661 - на штурмовку войск и техники противника. Летчики полка провели 56 групповых воздушных боев и сбили 13 самолетов противника. Преобразован Приказом НКО СССР No. 63 от 08.02.43 г. в 57 гв. иап. Входил в состав 216 сад. На вооружении имел самолеты "Спитфайр" Mk V (апрель - июль 1943 г.), а с сентября 1943 г. пересел на P-39 "Аэрокобра". Базировался в Вещево (Пушкин) Ленинградской области. На 1964 г. имел на вооружении МиГ-15УТИ и МиГ-21У (о боевых информации нет). Первый полк полностью перевооруженный на Су-15ТМ. В 1976 г. расформирован. Номер, Знамя, почетные наименования и награды переданы 991 иап (Бесовец). 991-й ИАП (Рогачево - Бесовец - Алыкель) сформирован в составе ВВС Северного флота в соответствии с Директивой Начальника Главного Штаба ВМС от 17.09.1954 г. и Штаба СФ от 18.03.1955 г. к 10.03.1955 года. День полка установлен 16.04.1955 г. Новый 57 гв.иап в 1990 г. перебазирован в Алыкель (Норильск). В 1991 г. перевооружен с Су-15ТМ на МиГ-31Б. Единственный полк полностью перевооруженный на МиГ-31Б. В 1993 г. расформирован. Техника передана в 712 гв.иап Канск Красноярского края. История появления 57 ГИАП в Норильске началась со скандала и выглядела примерно так: Шимасик: Расскажу про одного из однокашников. В 1990 году Горбачёв подписал с Финляндией соглашение о демилитаризации границы. Для 57-го истребительно авиационного полка 22 дивизии ПВО (гарнизон Бесовец, Карелия) это обернулось трагедией.По соглашению полк должен был быть расформирован. "Умнейшие головы" в МО решили его передислоцировать в г. Норильск Красноярского края. В Норильске кроме аэродрома не было ничего для принятия полка, однако "умные головы" пели сладкие песни про то, что всё будет. Первая партия СУ-15 ТМ улетела в Норильск своим ходом. Вернувшиеся обратно транспортным бортом лётчики рассказали правду. Жить негде, казармы полуразрушены, базы нет, кругом тундра, да и не в сам Норильск, а в Алыкель - это км за 50 в тундре, в общем полная жопа. Первыми взбунтовались жёны, вопросы про детей, сады и школы, работу и проч. не находили ответов. За ними стали роптать офицеры. Вскоре появились те, кто написал рапорта об отказе переводиться по разным причинам, потом те, кто без причин, потом кто хочет уволиться. В 91-м это было нонсенс, пока не выслужишь 25 лет, можно только через суд чести. Назревал реальный БУНТ. В авиации вообще с дисциплиной плохо, поэтому ситуация явно выходила из под контроля. Из Питера и Москвы понаехало генералов, было их как собак не резанных, и между них суетился с ними приехавший ст. л-т. Сасин,(16 батарея 163 гр) в какой он должности был не знаю, но сидел в президиуме с ЧВСом. В клубе собрали актив и политработников, чтобы озадачить нас влиянием на совесть несознательных офицеров. Сасин прекрасно видел меня, я видел его, но мы были по разную сторону баррикады. Разговор с активом не получился и закончился криками и угрозами ЧВСа (снять, выгнать, разжаловать, и т.д.) После собрания я не подошёл к Сасину, а он не подошёл ко мне... Из всех вариантов развития событий, был выбран самый мерзкий, в среде офицеров нашли штрейкбрехеров, таких же жён офицерских (всего человек 6-8), объявили их инициативной группой женсовета и коллектива, заказали им самолёт до Норильска, а по прибытии в Норильск, посадили в кабинете комдива и показали документы: бабам на повышение их мужей, а офицерам на их повышение. Причём все места службы были в Питере. Задача была проста - уговорить всех, что бытовые условия прекрасные. Им вручили фотографии, якобы домов и квартир, которыё пойдут под заселение, фотки садика и школы и вообще цветущего Норильска. Надо сказать, что приехавшие оттуда активисты, играли роли так, что МХАТ просто отдыхает... Они собирались ехать в первую партию, говорили что там мёд, а не служба, и кто не поедет первый тому квартиры достанутся на 1-м этаже и проч. хуйню... Сасин прекрасно знал всю кухню, не раз ещё бывал в гарнизоне, но мне, поддержавшему мятежников, не сказал ни слова.... Полк скрепя, начал грузиться на эшелоны до Мурманска, там на пароходы до Дудинки, оттуда до Алыкеля своим ходом... То что я увидел, было просто мраком... Ни один "активист" из инициативной группы на Север не приехал, думаю что если бы приехал, то если не жизнь, то здоровье у них точно бы испортилось до какой-нибудь степени инвалидности..." С http://wap.lvvpy15.borda.ru/?1-0-0-00000011-000-10001-0 Перелёт самолётов осуществлялся в условиях полярной ночи и завершался рискованной посадкой на аэродром, лишенный большей части положенного аэронавигационного оборудования, однако обошлось без проишествий. 01.
img531 02. миг 03. миги 04. IMG_0010 05. штаб полка 06. DSC04950_thumb 07. %25ED1094 08. DSC04948_thumb 09. %25ED1074 10. Перехватчики Су-15ТМ. 055_thumb 11. алык 1993 12. DSC02279_thumb 13. DSC02237_thumb 14. 131_thumb 15. DSC02253_thumb 16. DSC02236_thumb 17. DSC02284_thumb 18. Норильск, ул. Севастопольская, 9 мая 1993 г. Норильск. 9 мая 1993 год 19. Норильск, ул. Севастопольская, 9 мая 1993 г. Согрелись после парада. Кафе за спинами 20. Норильск, ул. Севастопольская, 9 мая 1993 г. Крайний парад. 21. Крайний парад. Прощание со знаменем. Крайний торжественный марш 22. Крайний парад. Прощание со знаменем. Прощание со знаменем2 23. Начало 1990ых, Алыкель. алык нач 90ых Фото с http://svvaulsh.ru

Продолжаю собирать сведения о воинских частях, в разное время дислоцировавшихся на территории Норильского промышленного района. Примерный список в/ч мной давно составлен и выложен здесь http://severok1979.livejournal.com/794.html. Данное мной самообещание посвятить каждой части по отдельной заметке остаётся в силе. Пока предлагаю небольшой фоторассказ про в/ч  55456 Алыкель 115 ООХГ.  Располагается она по соседству с заброшенным посёлком Алыкель, который пару раз попал в кадр на дальний план. Сама воинская часть представляет собой комплекс одноэтажных административно-хозяйственных построек, гаражных боксов, ангаров, складов, сформировавшийся вокруг разнокалиберных ёмкостей под разные виды топлива и ГСМ. Последнее известное упоминание об этой части, как о действующей, датировано 2002 годом, что можно принять как условную дату её расформирования.  В газете "Заполярная правда" № 195 от 25.12.2000 г. под заголовком КРИМИНАЛ нашлась заметка следующего содержания: "Удар в спину В ночь на 13 декабря во время контрольного обхода на территории ВЧ 55456 (возле поворота на Дудинку) двумя неизвестными в масках был ранен рядовой Андрей Гребенюк. Нападение произошло возле склада горюче-смазочных материалов. В милицию была дана ориентировка на преступников. Из пояснений Андрея следует: он увидел возле склада следы и свет. Из оружия у него была только рация. И тут в считанные секунды у солдата выбили лопатой рацию. Он пустился в рукопашную с грабителем. Сзади второй грабитель набросился на охранника и полоснул ножом по спине. Андрей уверен, что работали по наводке, поскольку параллельно с этим злоумышленники перерезали телефонные кабели. Помощник военного прокурора Альберт Шамсудинов, расследующий это дело, пояснил, разрабатывается несколько версий, среди которых: банальное ограбление склада и личная неприязнь к Андрею, попросту "дедовщина". Сам военнослужащий, уже переведенный из реанимации, пояснил, что преступников впервые видит и он уверен, что никого не найдут. Казалось бы, темная история, но подозреваемые уже задержаны. С. БЕЛИЧ." 01.
ВЧ ГСМ (24) 02.
ВЧ ГСМ (1)

03.
ВЧ ГСМ (22) 04. Караульная вышка.
ВЧ ГСМ (7) 05. Автогараж.
ВЧ ГСМ (16) 06. Внутри обычный автохлам.
ВЧ ГСМ (17) 07.
ВЧ ГСМ (20) 08. Хорошо различима надпись: ВОИН ЗАПОЛЯРЬЯ! КРЕПКОЙ ДИСЦИПЛИНОЙ ...ЕПИ ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ НАШЕЙ РОДИНЫ!
ВЧ ГСМ (19) 09. Огромные цистерны для топлива  и прочие разнокалиберные баки для ГСМ - основа боевой мощи части.
ВЧ ГСМ (23) 10.
ВЧ ГСМ (4) 11. Часть хранилищ полностью врыта в грунт.
ВЧ ГСМ (2) 12. Если на пути мачта освещения, то следующий этап обычно описывается фразой: "Я щас залезу, а ты фотай!". Справа в кадре не далёкий вертолёт, а очень близкий и злой комарище.
ВЧ ГСМ (3) 13. Жилое помещение. Может клуб.
ВЧ ГСМ (9) 14. Останки кинопроектора.
ВЧ ГСМ (8) 15.
ВЧ ГСМ (10) 16. Ангар.
ВЧ ГСМ (12) 17. Пакгауз.
ВЧ ГСМ (15) 18. На дальнем плане посёлок Алыкель.
ВЧ ГСМ (6) 19.
ВЧ ГСМ (14) 20. Топливная колонка.
ВЧ ГСМ (11) 21.
ВЧ ГСМ (21) 22. Хорошо видна дата постройки 1967 год. Разглядывая заводские таблички на разномастных ёмкостях и разгромленном оборудовании, самым ранним годом выпуска оказался 1958 на цистерне. Учитывая то обстоятельство, что на Крайний Север приоритетно завозили только новое оборудование, тот факт, что военные начали осваивать территорию, прилегающую к ж/д станции "Алыкель" (разъезд 53 км.), примерно в 1961 году может считаться потверждённым.
ВЧ ГСМ (13) 23. На территории части стойкий запах нефтепродуктов, поэтому я ни разу не осмелился закурить.
ВЧ ГСМ (18) 24
ВЧ ГСМ (5)

Оригинал взят у в ВОИНСКИЕ ЧАСТИ

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

вч 14169 080809 г.Балта