Заброшенная полярная станция "Югорский Шар"


Пролив Югорский Шар – очень красивое и интересное место. Он отделяет крупный остров Вайгач от материка и является одновременно сразу двумя важными географическими границами - связывает Баренцево и Карское моря, плюс в районе пролива находится северная граница Европейской и Азиатской частей света. Кроме того, Югорский Шар - один из двух основных судоходных проливов Северного морского пути (наряду с более северным и широким проливом Карские ворота, проходящим между оконечностью Вайгача и архипелагом Новая Земля). В зависимости от судоходных условий и ледовой обстановки, суда из Баренцева в Карское моря идут либо через один пролив, либо через другой. Об этом и многом другом речь пойдёт в следующей части – а в этой приведу фотографии полярной станции "Югорский Шар", расположенной у восточного входа в одноимённый пролив.



Полярная станция "Югорский шар" была основана ещё в 1913 году и долгие годы была одной из многочисленных советских арктических гидрометеорологических полярных станций. Её законсервировали 80 лет спустя, в 1993 году, а вскоре после этого на закрытой станции была организована пограничная застава, просуществовавшая до начала 2000-х. Потом пограничную заставу перевели на Амдерму, а строения бывшей полярной станции на Югорском шаре стали нежилыми. Сейчас от них остались руины – климат на берегу Югшара очень суровый, и нежилые строения разрушаются очень быстро.
1. Эту высокую мачту снесло штормовым ветром несколько лет назад.
20. Противоположный же берег пролива – крупный остров Вайгач длиной 105, а шириной около 50 километров. Это совсем дикий остров – лишь один крошечный ненецкий посёлочек Варнек с населением 100 человек да метеостанция Болванский Нос в 100 с лишним километрах отсюда на северном берегу, у пролива Карские Ворота. Это таинственный и священный остров, издревле считающийся у местных народностей сакральным местом поклонений ненецким божествам: Вайгач в переводе с ненецкого – «остров страшной гибели» или «земля смерти». На Вайгаче до сих пор сохранилось множество ненецких поклонных крестов и тотемов. Даже местные амдерминские мужики с большим почтением относятся к Вайгачу, а редкие походы туда с туристами готовятся необычайно тщательно – это крайне серьёзные мероприятия, в том числе требующие и большой физической выносливости. Вон он вдали – таинственный остров Вайгач, отделённый от нас покрытой льдинами 5-километровой водной преградой Югорского Шара. На фото хорошо видна пирамидка вайгачского маяка у мыса Канин нос.





2.


3.


4. Жилые помещения полярников и, соответственно, казармы личного состава в период существования здесь пограничной заставы.


5.


6.


7.На газете, подклеенной когда-то под обои, читается карандашная надпись: «Юг. Шар. Астахову» - полярники подписывались на свежую прессу.


8.А это главная парадная комната – даже сейчас видно, какой она была яркой, красивой и праздничной. Здесь обитатели станции проводили вечера, различные мероприятия.


10.



11. Возможно, это была баня – на горячие кирпичи плескали воду, а народ парился на лавочках вокруг очага.


12. Стенд для метеонаблюдений.


13. Дизельная станция.


14.


15.


16. На покосившемся деревянном столбе читается красно-зелёная полосатая раскраска – в период погранзаставы это была вешка государственной границы России.


17. И ещё ряд хозяйственных построек.


18.


19.


Берега пролива Югорский шар безлюдны – помимо заброшенной станции у восточного входа в пролив (со стороны Карского моря), здесь есть несколько пустых охотничьих изб, а также действующих маяков, питающихся от современных солнечных батарей и не требующих постоянного присутствия людей. Единственная же действующая полярная станция на проливе находится примерно в 60 километрах западнее, у другого входа в пролив, со стороны Баренцева моря, и называется «Белый нос». Контингент станции составляет семейная пара, практически безвылазно живущая на станции уже более 25 лет, да раз в год сменяющаяся вахта более молодых сотрудников. Как говорят наши амдерминские мужики, эта годовая вахта довольно необычная – четыре молодые выпускницы питерского метеоинститута. Пожилая семейная пара и четыре молодые девчонки одни посреди Арктики - интересно, как им там живётся? :)


21. Пейзажи пролива суровы и восхитительны!


22. На берегах Югорского Шара множество маяков – летом в период полярного дня в них нет надобности, но осенью и зимой все они работают, и основные судоходные створы пролива прекрасно видны круглый год. Несмотря на дикость берегов, Югорский Шар – важная круглогодичная судоходная магистраль Северного морского пути. Вот один из маяков, расположенный на небольшом островке близ материкового берега пролива.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31. В проливе Югорский Шар очень сильные течения, связанные с приливными явлениями и перемещениями водных масс между Карским и Баренцевым морями.

 

32. Течениями и волнами на берега пролива выброшены мощные стволы деревьев, вынесенных в Баренцево и Карское моря впадающими в них крупными реками.


33. Скорость течения в проливе достигает 6 километров в час – когда мы стояли на берегу Югорского шара, водные массы перемещались слева направо – к выходу из пролива в Карское море. Удивительно смотреть, как мощные льдины со скрежетом движутся в проливе на всей ширине мощного водного потока!


34.


35. А это старый полуразрушенный знак границы между Европой и Азией. Несколько лет назад наши ребята из Амдермы установили новый, в нескольких километрах западнее – как считается, в географически более правильном месте. Мы там тоже побываем.



36.


Author - uritsk

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ВОИНСКИЕ ЧАСТИ Разное о прошлом Норильска и НПР

вч 14169 080809 г.Балта